Почему в России плохие дороги

Почему в России плохие дороги? Всем, наверное, уже надоели ссылки на какую-то особость и уникальность России в мире. Как правило, ссылки на особость являются мифологемами, как, например, сказка о том, что Россия — самая пьющая страна в мире.
  Однако помимо многочисленных мифов есть и достаточно правды в рассказах об уникальности нашей страны. Не подлежит сомнению факт, что наша страна действительно самая большая по территории. Действительно, самая холодная. И действительно, уникально неудобная с точки зрения дорожного строительства, включая и ремонт.
  Если разбираться по пунктам, то нельзя не учесть того, что географическое положение России – самое неблагоприятное в мире

Я предвижу вопросы оппонентов про другие страны с прекрасной экономикой, расположенные на той же широте. Но дело тут не только в географических понятиях широты и долготы. . Многим может показаться странным, но в Европе климатические пояса расположены несколько парадоксально: климат становится более холодным не с юга на север, а с запада на восток, и иногда даже наоборот — с севера на юг, а именно, с побережий вглубь континента. 

  К примеру: в Петербурге теплее, чем в Москве, а он километров на 400 севернее. А в Хельсинки зимой теплее, чем в Орле, хотя Хельсинки на 1000 км севернее. Под Вильнюсом поспевает черешня, а в Московской области вымерзает зимой. А широта та же! Но Вильнюс на 1000 км западнее. Так что сравнивать наш климат со странами Скандинавии – по меньшей мере, не корректно.

Вот посмотрите авторитетные источники, если не верите, что в Лондоне пальмы растут: Алисов Б.П.
  «Климатические области зарубежных стран. М.,1950: Западная и Центральная Европа… образуют Атлантико-Европейскую климатическую область, где факторами влияния выступает как атлантический морской, так и европейский континентальный воздух … Вместе с тем на Западе Европы влияние Атлантики сильнее, и здесь не бывает длительных похолоданий или жары… зимою изотермы в Европе, за исключением Севера, идут в меридиональном, а не в широтном направлении. …Засухи здесь редкое явление. Среднегодовая сумма осадков в Западной Европе 500-1000 мм. … Чем ближе к зиме, тем морской воздух теплее…»

  Что означает «изотермы идут в меридиональном направлении». Это значит, что по суровости зимнего климата одинаковы такие страны: 
— обитаемая часть Норвегии, юг Швеции, Дания, Нидерланды, Бельгия, западная Германия (кроме Баварии), восточная и центральная Франция, север Италии, Хорватия, Албания, северная Греция, приморские районы Турции, южный берег Крыма и побережье Кавказа. 
Средняя температура января там выше нуля. А ведь Норвегия на 3 000 км севернее Греции! 
  Следующая климатическая аналогия: 
-Англия, западная Франция, Испания, Португалия, юг Италии и Греции — еще теплее. В январе там + 5 – + 10 градусов. И это притом, что среднегодовая температура в России — минус 5,5 градусов. (В Финляндии, например, — плюс 1,5 градуса). 

  Вы спросите про Канаду? Пожалуйста:»
…Здесь не бывает застойных областей ни низких, ни высоких температур. И это является кардинальным отличием от Востока Европы (не говоря о Сибири). Зимы в Канаде суровы, и температурный минимум может достигать минус 45 град., но морозы нестойки. В среднем же зимняя температура на 15-20 градусов выше, чем в наиболее суровых районах Восточной Сибири. Следовательно, и грунт земли не промерзает так, как в Сибири и в ряде районов Восточной Европы…»« Канада в промышленных масштабах производит такие культуры, как соя и кукуруза.»

  Напомню, что в Московской области кукуруза достигла спелости лишь один раз за больше чем сто лет выращивания, а именно в 1996 году. А о сое и не слыхивали. У нас эта культура растет только на самом Юге, ближе к Черному морю. Обитаемая часть Канады (реально люди в Канаде живут в двух регионах: восточном — у Атлантики и Великих озер, и западном — на Тихоокеанском побережье) значительно благоприятнее, чем Центральная Россия. И климат здесь соответствует Ростовской области и Краснодарскому краю, но — более влажный. 
  Но температура — еще не все. Есть еще такое понятие, как «суровость климата», то есть перепад летней/зимней температур и перепад ночной/дневной. Тут мы вне конкуренции.
  И еще. По территории мы до сих пор самая большая страна в мире. Но есть такое понятие, как «эффективная площадь»,то есть территория, пригодная для жизни. Французский географ Жан Элизе Реклю дал в свое время такое определение в работе «Земля и люди. Всеобщая география»:
  «Эффективной» является территория, которая находится ниже 2000 метров над уровнем моря, со среднегодовой температурой не ниже минус 2 градусов Цельсия.»
  Так вот, весь опыт человечества подтверждает, что лишь на эффективной территории возможна относительно нормальная человеческая деятельность. А по эффективной площади мы на пятом месте в мире, а не на первом. Лишь треть нашей земли — «эффективная». Но и наша эффективная площадь — самая холодная в мире! 
  Думаю, что дальнейшие географо-климатические сравнения не будут уже иметь место в споре? И правильно: Мы построили государство в том месте, где больше никто не живет. Теперь нам осталось разобраться со вторым пунктом: почему это наша страна уникально неудобная с точки зрения дорожного строительства? Так ли это на самом деле или это – очередной миф? 
  Давайте разберемся, почему вообще портится русская дорога? Отчего на ней по весне образуются страшенные ямы, которые потом дорожники залепляют грубыми асфальтовыми заплатками? 
  Ответ прост: все дело в грунтах. Россия – страна уникальная не только в смысле климата, но и в том, что она «сделана» из неудачного материала! Нам «повезло» еще и с тем, что 86% всех грунтов в России – это связанные грунты, то есть грунты с примесью глины либо одна глина. А глины и суглинки имеют «нехорошую» особенность – они хорошо набирают и плохо отдают влагу. И вот результат: 
подпочвенные воды поднимаются по пустотам такого грунта прямо под дорожное полотно и с первыми морозцами замерзают. (Между прочим, давление замерзающей в замкнутой системе воды, достигает 2000 кг/см2!) И далее происходит то, что специалисты называют «морозным пучением» — асфальт трескается. Весной верхний слой грунта под асфальтом размораживается, обводняется, теряет несущую способность. И колеса грузовиков запросто проламывают асфальт над пустотами. 
  И если у кого-то опять возникнет вопрос,: «почему в Канаде и на Аляске дороги хорошие, ведь там тоже бывают морозы», — я спокойно могу попросить вернуться к первой части текста. А здесь добавлю, что в Канаде и на Аляске насыпь под дорогой делают только из песчаных грунтов, поэтому морозного пучения не происходит. Там песок издалека возить не приходится. 
  А в тех странах, где, как и в России, много глины в почвах, — либо нет морозов, либо нет такого количества грунтовых вод. Это называется «не повезло»…» (опять же — смотри выше!) Из-за дефектов дорожного полотна в России ежегодно гибнет более 35 тысяч человек, а экономические потери составляют почти 3% ВВП. Из-за плохих дорог скорость автомобильных перевозок у нас в два раза ниже, расход топлива больше в полтора раза, стоимость обслуживания автомобилей — в 2,5-3 раза, а срок их службы на треть меньше, чем в промышленно развитых странах. Результат ужасен: некачественное покрытие дороги повышает стоимость перевозок на 30-50%. Бездорожье обходится российской экономике исключительно дорого. 

  Всемирный банк подсчитал, что движение автотранспорта по участку дороги в 1350 км с заметными дефектами покрытия несёт годовую потерю, равную 250 млн долларов США. А если учесть протяженность наших трасс и необходимость перемещения грузов порой более чем на 4-6 000 км при полном отсутствии других транспортных средств, то на сколько нужно умножить эту годовую потерю?

  К сожалению, даже эти шокирующие факты и цифры, прозвучавшие в недавнем выступлении В. Путина, не побудили компетентные органы задаться простым вопросом: а правильно ли у нас строят и ремонтируют дороги? Есть ли выход из ситуации с грунтами?

  Маститые и весьма уважаемые ученые и практики с цифрами в руках доказывают, что технология дорожных работ, принятая на вооружение Минтрансом, противоречит российским грунтово-климатическим особенностям и должна быть немедленно исправлена. Что именно из-за этого наши дороги так быстро разрушаются и постоянно требуют ремонта — очень дорогостоящего и крайне недолговечного.

  Американцы сразу после войны подняли свой стандарт плотности дорожной подушки на 5%, а мы нет. Не пора ли задаться вопросом, почему в России с 1939 года не менялся стандарт на плотность грунтовой насыпи, на которую кладут асфальт. За 70 лет выросли и скорости, и грузоподъемность машин, кратно возрастает грузовой поток, а дороги строят по-довоенному — не для многотонных трейлеров, летящих со скоростью 120 км/час, а для полуторок. Правда, я говорю «летящих» не точно. Надо сказать: «способных лететь со скоростью 120км/час». Так как по российским дорогам машины могут либо «летать» в кювет, либо ползти черепашьим шагом, крадучись и спотыкаясь через каждые пару метров, аккуратно обходя непролазные ямины. Российский автотранспорт в переводе на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире! И происходит это оттого, что большегрузные европейские фуры по большинству наших дорог в принципе проехать не могут. 

  76% дорог в России допускают перемещение грузовиков с нагрузкой на ось не более 6 тонн. А у европейских большегрузов и автобусов нагрузка на ось достигает 8-10 тонн. Так что если они и проезжают по нашим дорогам, то губят их окончательно. Да и свои машины в том числе!

  Неужто сложно повысить ГОСТ на плотность дорожного полотна? Чья обязанность вообще решить этот вопрос? Почему дорожники не занимаются этим? Ответ в двух вариантах: 
1). изменение ГОСТа требует преодоления наших ни с чем не сравнимых чиновничьих преград, и заинтересованные в изменении специалисты уже зубы обломали о непробиваемую косность, или, могу предположить хуже, материальную незаинтересованность чиновников от Госстандарта, 
2) самим дорожникам это изменение не нужно по опять же простой причине: при наличии хороших дорог как получать ежегодные субсидии на их ремонт, ведь и ремонтировать тогда нечего будет? А с учетом суммы бюджетных денег, выделяемых ежегодно на ремонт, я как-то склоняюсь ко второму варианту ответа.

  Ведь не секрет, что две трети дорожного бюджета страны тратится на ремонт дорог и только одна треть – на строительство новых. Это значит, что плохие дороги дорожникам нужнее, чем хорошие: на них больше денег дают.

  Дорожный бюджет России — огромные деньги! И любой, кто попытается их у дорожников отнять или как-то перераспределить сразу же столкнется с хорошо организованным и проверенным на прочность сопротивлением.

  Идея привлечения иностранных инвесторов к строительству дорог в России несостоятельна по причине перечисленных и неперечисленных трудностей, которые неизбежно введут любого инвестора в ступор. В таких нечеловеческих условиях строить дороги могут только русские! Равно как и жить. (Это моя реакция на информацию из передачи о состоянии дорог в Сибири и республике Коми, хотя это был не частный случай, а скорее норма)

  По данным экспертов, лишь 2-3% российских автодорог могут заинтересовать частных инвесторов. Поэтому 97-98 % дорог должно финансировать государство.

  Во всем мире действует правило: инфраструктура – забота власти, потому что именно хорошо организованная инфраструктура является необходимым условием развития и финансирования бизнеса. Если государство хочет иметь экономический рост, привлекать инвестиции в экономику, оно должно обеспечить бизнесу инфраструктуру – это аксиома. 
  Может быть, не хватает денег? Да вроде бы по всем заявлениям — хватает. Правда, не секрет, что 50 процентов бюджетных средств, выделяемых регионам федеральным бюджетом на дорожное хозяйство, используется не по назначению. 
  Имеется масса примеров, когда эти деньги вместо дорожного строительства идут на газификацию районов, ремонт спортсооружений, жилищно-коммунальное хозяйство, проведение спортивно – оздоровительных мероприятий, строительство взлетно-посадочных полос. Причем главы муниципалитетов даже не стесняются об этом говорить, так как знают, что за это им ничего не будет: ведь всё остальное видится не менее важным, чем состояние дорог. Ну ездят же ведь как-то, значит, еще поездят. А вот газ подвести – важнее, без отопления замерзнуть можно, а это может вызвать недовольство населения, митинги. протесты.. .А оно нам надо? Вот и ковыляют МАЗы и КАМАЗы с запасом топлива, воды и еды на неделю при переезде, рассчитанном на одни сутки.
  Санкции за нецелевое использование субвенций и дотаций, предусматривающие прекращение выделения финансирования и возврат перечисленных ранее средств, как правило, не применяются. Остается одно: контроль и еще раз контроль! За всем: начиная с условий конкурса на производство работ (строительных или ремонтных) и заканчивая проверкой качества выполненных работ НЕЗАВИСИМОЙ организацией. Для этого нужна круговая порука – жесткая ответственность лиц, участвующих в процессе, со всеми вытекающими, вплоть до уголовной ответственности за умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, или умышленное убийство, к примеру, в том случае, когда судом будет доказано, что такое случилось из-за качества дорожного полотна. 

  А ведь я как раз и рассуждала о тех пресловутых 5 процентах 
разницы между американским стандартом и нашим, которые не соответствуют разнице в качестве. Ведь качество российских и американских дорог отличается не на 5%, а кратно! 
  И этот разрушительный механизм может остановить небольшое – всего на 5% уплотнение грунта. Не верится? Тогда посмотрите на график, который есть практически во всех учебниках по строительству автомобильных дорог и в книгах по теории уплотнения грунтов. 
  Экспонентная кривая на нем ясно показывает, что небольшое (5-7%) повышение плотности грунта дает увеличение прочности дороги в 2,5 раза. 
Если грунт утрамбован так, что вода не может по его порам подсосаться к асфальту, дорога переживет не одну зиму, она будет стоять десятилетиями без ремонта! 
  И ладно бы не было у нас технологии, которая решает этот вопрос «на раз», есть и технология, есть и материал, есть и опыт… Но, увы, главное «неприятное» качество этой технологии – это её дешевизна и скорость строительства, ведь при строительстве одного км дороги каждые четыре дня затраты на него уменьшаются на 40%!

  Самоуничижительная фраза про российских дураков и дурные дороги никогда не казалась мне справедливой в первой своей части: дураков в любой стране полно. Российские же граждане, напротив, отличаются умом и сообразительностью.

  А вот с дорогами у нас действительно беда. Правда, причина этой беды учеными найдена, но не устранена: чересчур сообразительные неученые мешают…

  Найден способ, как сделать в России хорошие дороги. Не найдены исполнители 
В этой истории пока нет финала. Сейчас предпринята очередная (Бог знает, какая уже по счету) попытка достучаться до небес. Боимся, что и она провалится. Только один путь нам еще видится как перспективный и вселяющий надежду: это политическая воля первого лица государства. Вот такой менталитет у русских: без Царя-батюшки ничего великое или даже большое на Руси не делается!

[hide]источник[/hide]