Заволочье. Поюжье. Подосиновец
А.Н.Пластинин
Заволочье – страна за волоком, неизвестная манящая, богатая зверьем и рыбой, дикая своей не освоенностью, населенная разобщенными группами финно-угорского происхождения притягивала к себе предприимчивых представителей соседних территорий. Единственными препятствиями в освоении этого края были суровый климат, снежные продолжительные зимы, непроходимые леса, болота, множество рек, речушек и озер.
На конец первого тысячелетия в восточной части Европы сложились племенные центры: «Булгар (в устье Камы), Куяб (Киев), Славия (Новгород, Ладога) и Артания (Сарское городище на оз. Неро под Ростовом Великим)» «в Белеозере весь». В междуречье Волги и Оки финно-угорское население («в Ростове меря», «в Муроме мурома»), формировалась «одна из важнейших историко-политических областей Древней Руси, Ростовская земля, Арса (Артания, Арта)». Ростовские, суздальские, муромские князья, обладающие территорией с географичечки выгодным положением, влияли на торговые отношения булгарских и арабских купцов с народами Европы и Скандинавии.
Арабские авторы (930-933 гг.), так описывают их отношения с жителями Артании: «что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их [присоединяться к ним] и вступать в их страну».
Перекрыв, таким образом, основную торговую магистраль Волгу, «арты» способствовали более активному освоению северных путей сообщения по Заволочью.
Со стороны мусульманских стран средней и нижней Волги реки: Ветлуга — Вохма, Вятка – Молома и система волоков с выходом на реку Юг, в Заволочье, стали основными и единственными путями сообщения. Сухопутные пути постепенно формировались вдоль рек, дававших возможность с давних пор передвигаться не только по воде, но и в зимнее время на лыжах.
В лекциях по истории татарского народа описывается «Нукратская дорога», соединявшая Волжскую Булгарию с народами севера и Скандинавского полуострова: булгарские купцы «на судах плыли по Волге до устья Камы, затем по Каме до устья Вятки, далее по Вятке. Затем переправлялись на реку Джук (совр. назв. Юг)».
Такая же ситуация сложилась и в отношениях Арты с новгородскими купцами, которые вынуждены были минуя, враждебную страну использовать обходные пути, и осваивать Заволочье.
«В уставе новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года упоминается значительная часть поморских земель в качестве новгородских владений: Обонежский ряд (местность, впоследствии носившая название заонежских погостов), Онега и Моша (впоследствии Каргопольский уезд), Пинега и Усть Емцы (приток С.Двины, Двинский уезд), Кевроль (Кеврольский уезд), Тойма и Усть-Ваги (приток С.Двины, Важский уезд), Вель (Устьянские волости по рр. Вели, Ваге и Устье), Векшенга и Тотьма (Тотемский уезд)».
Ростово-суздальские князья без новгородского размаха, но основательно осваивали чудские земли Заволочья.
Вычегодско-Вымская летопись рассказывает об основании князем владимирским Всеволодом III, Большое Гнездо города Гледена в устье Юга 1178 году. По той же летописи в1212 году сын Всеволода Константин «заложи град Устюг за четыре стадии от Гледены и детинец и церкви устроив в нем» (основание Михайло-Архангельского монастыря).
В Древней Руси 10-13 вв. по летописным источникам существовали три основных термина, определяющих основу взаимоотношений княжеских дворов и подчиненных им местностей — это «полюдье», «кормление» и «кружение».
«Полюдье» и «кормление», означают то, что князь ежегодно шел в люди для сбора корма. Третий термин «кружение» определял метод сбора дани, то есть совершался круговой маршрут по интересующей их территории — для более продуктивного обмена товарами с местным населением и использование рек в различных временных рамках: поздняя осень начало зимы на лыжах, санях и весна полноводные реки.
Для новгородцев «кружение» было образом жизни, и их пути охватывали практически все Заволочье с его главной рекой Северной Двиной, Приуралье.
В 1374 году новгородские ушкуйники обосновались на Вятке.
К 1398 году, ко времени разгрома митрополии новгородских бояр Никитиных на Северной Двине (Двинский Орлец) Великим Новгородом, река Вохма уже была заселена новгородскими выходцами. Поэтому после поражения в битве от новгородского воеводы в 1399 году Анфал Никитин со своими людьми обосновался в верховьях Юга при р. Анданге.
Именно этот период российской истории можно увязать с первым летописным упоминанием местности, расположенной при впадении реки Пушмы в Юг. Здесь в 1399 году новгородский воевода Яков Прокофьев «наехал Анфала под Медвежьею горою, а он с своими други острог собе оучини и бися с Ияковом из острога». Произошла битва на месте бывшей деревни Орлец Подосиновского района, что находилась «под Медвежьею горою», — бывшая деревня Слободка (Медвежья Гора), располагавшаяся рядом с поселком Подосиновец.
Городок Осиновец, от которого в дальнейшем получил свое название Подосиновец – районный центр в устье реки Пушмы был, построен позднее, спустя несколько десятилетий, после описываемых выше событий, и упоминается в документах конца 15 века.
Жалованная кормленая грамота в. Кн. Ив. Васильевича (ок. 1485-1505 гг.) дает право Ив. Андр. с. Племянникову «на волостительство на Устюге в волости Пушке (Пушме, — авт.) и Осиновце».
В Архангелогородской летописи под 1486 годом описываются события, связанные с двумя походами втячан на Устюг: «Марта въ 18 Вятчане пришли ратью на Устюг… и стояли подъ Осиновцомъ городкомъ день, и 3 волости разграбили; а Устюжане въ погоню за ними ходили. Того жь лета о Троицыне дни двою Вятчане приходили въ cудехъ на Устюгъ подъ Осиновцомъ изгономъ, и стали обедать …».
Через три года в 1489 году посылал князь великий Иван Васильевич рать свою на Вятку: «Москвичи иные шли коньми, а Устюжане и Белозерцы, и Вологжане и Вымичи и Сысолечи в судех, … стояли под Котельничем». Судовая рать великого князя пришла из Устюга под Котельнич через подосиновские места: р.Пушма – Кайский волок – Кая – Молома. «Вятчане били челом воеводам на всей воле великого князя, а Ивана Анекиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадаищикова вывели и воеводам великого князя выдали», и были препровождены устюжанами, «а подводы им всей земли устюжские». На следующий год вятчане, жалованные землями около Москвы, «з женами и з детьми» опять шли мимо городка Осиновец через Устюг.
Вероятно вдоль р.Моломы сухопутного пути не было, но на устюжской земле от Устюга вдоль рр.Юга, Пушмы, до Кайского болота дорога уже была. При походе судовой рати великого князя под Котельнич для транспортировки судов с Пушмы до Кайского болота была проложена просека, возможно, она была гораздо раньше, волоком пользовались булгарские купцы в начале второго тысячелетия, затем вятчане.
Этот зимний путь использовался для сообщения Москвы с Вяткой и упоминается в «Записках о Московии» С.Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и 1526 годах, как более безопасный. Тем не менее, безопасный путь через Вологду и Устюг не гарантировал в то время беспрепятственного передвижения – ехавший из Москвы на Вятку котельничанин Каша Мартьянов был ограблен «за Устюгом на Кае на реке», о чем сообщалось в жалованной грамоте, выданной в январе 1551 года царем Иваном Грозным.
По истечении нескольких десятков лет, этот путь начали использовать зарождающиеся династии вятских торговых людей из Хлынова, Орлова, Котельнича, для отправки местных товаров в заморские страны через Архангельский порт.
В период присоединения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) царств в «Боярской книге», датированной 1556 годом, указан служивый человек, Богдан Дмитриев сын Карташов, съехавший «с Пушмы и с Осиновца на Оспожцын день», с тремя воинами в доспехах на конях.
В Чертеже всему Московскому государству городок Осиновец перечислен наряду с другими устюжскими городками по реке Юг. Книга Большому Чертежу составлена в 1627 году на основе старых чертежей.
К этому времени городок Осиновец, представлял из себя, не очень грандиозное укрепление, как видим из Писцовых книг за 1626 год имел название «Подосиновской городок» — «в городе десять изб, да четыре анбара, пусты; поставлены для осадново времени», да «в нем церковь Михаила Архангела, холодная, древяна клецки». В это время волостным центром был погост Подосиновец, находившийся на левом берегу р.Юг, напротив устья р.Пушмы.
Десять изб и четыре амбара пригодились в «смутное время» 1608 – 1613 годов, когда потребовались крепостные укрепления для защиты от «изменников и воров». «Шайки мятежников, состоящие из луговой черемисы, чебоксарских и других стрельцов, волжских казаков, заняли 18 ноября 1609 года Котельнич и оттуда угрожали Вятке». Устюжский воевода Стрешнев велел «держаться всяким людем наготове со всяким ратным боем; кроме того, нанимать поголовно на Государевы деньги многих людей». Устюжский Архангельский монастырь «собрал к Вятке по человеку с сохи на 2 месяца, да на заставу дал на Юг и на Молому, издержав всего более 20 руб».
Подосиновская волость наряду с Верхопушемской упоминается в судном деле крестьян этих волостей за 1593 год.
Погост Подосиновец отмечен в Писцовых книгах за 1626 год: «Волость Подосиновская, а в ней погост на реке на Югу, а на погосте церковь Рождество Пречистые Богородицы древяна вверх, да теплая церковь Святого первомученика архидьякона Стефана».
На 1639-1642 годы на Подосиновском погосте стоят все те же две церкви: «Волость Подосиновская, а в ней погост на реке на Югу государя и великово князя Михаила Федоровича всеа Русской земле, а на погосте две церкви. Церков холодная Рождество Пресвятыя Богородицы древяна клетцки верх шатровой крыт чешуей… Да другая церковь теплая стратега архидьякона Стефана древяна ж клетцки … В Подосиновской волости городок, а в нем церковь деревянна клецки Архангела Михаила», та самая церковь на городке Осиновец, упоминаемая за 1626 год.
К 1676 году «в старой осыпи, где был Осиновец городок» стояла уже вновь построена церковь «Всемилостиваго Спаса Нерукотвореннаго образа да в пределе Святыя великомучицы Парасковеи нареченыя Пятницы, а та церковь теплая древяная клецки» «другая церковь холодная, а в ней милосердия божия местная икона Собор Святого Архангила Михаила и прочих сил безплотных , а та церковь холодня древяная ветхая клецки да колокольня на двух столбах на ней три колокола весом восемь пуд,и всякое церковное стороение тое Подосиновской да Яхренской, Верхопушемской, Шолской волостей мирское прихоцких людей».
По сведениям таможенных книг Устюга Великого в начале 17 века на р.Пушме существовала пристань — складочное место для товаров, где стояли амбары и строились речные суда: лодейки, байдары.
1634 год. «Мая в 13 день вятчана Александр Данилов, да Козьма Панов, да Данило Пасынков плыли ис-под Вятцкого волока в байдаре невеликой с товаром: мерою 12 с. без чети, широта 3 с., высота сажень с четью, 8 человек ярыжных, Пошлин платили 10 рублей». За этот год в таможенной книге сбора проплавных и других таможенных пошлин на реке Усть-Юге на Горке записана еще одна байдара из-под Вятского волока, мерою 13 сажен с десятью судорабочими, с товаром, доставленным санным путем из вятских городов на пристань Исады на реке Пушме.
«Впоследствии, неудобство местности и затруднительный сплав заставили перенести пристань на лучшее место, которое отыскано и указано было Никольским 1-й гильдии купцом Яковом Грибановым там, где существует Подосиновская, в простонародье Перевозская пристань. Грибанов первый начал строить здесь складочные амбары, а потом присоединились к нему купцы Орловские и Котельнические, производящие с оной пристани значительный отпуск товаров».
«Пристань эта, устроенная на правом возвышенном берегу р.Юга, в 76 верстах от Устюга, существует с 1815 года».
Через девять лет рядом с пристанью была построена Подосиновская Богородице-Рождественская церковь. «Церковь нижняя каменная, вместо деревянной, ранее на левом берегу реки Юга существовавшей, построена на сем месте 1824 года тщанием прихожан, и освящена 1825 года декабря 18 дня. Верхняя холодная каменная же построена 1835 года и освящена 1840 года октября 7 дня. Колокольня каменная же со сторожкою пред входом в нижнюю церковь построена 1835 года».
Таким образом, современный п.Подосиновец обязан своим местоположением купцу первой гильдии Якову Федоровичу Грибанову, уроженцу д.Крыловская.
В Вологодских губернских ведомостях за 1859 год так описывается Подосиновская пристань: «В селе Подосиновском каменная церковь с прекрасною железно-решетчатою оградою. От этой церкви, в расстоянии не более 100 саж., на котором находятся только дома питейной конторы и винного пристава, а в углублении к лесу питейный подвал, начинаются деревянные амбары, смежно друг с другом построенные, малые и большие; последних числом 16, от 15 до 25 сажен длиною каждый. За амбарами, саженях в 70, четыре купеческие конторы и 5 крестьянских домов с расправою. Из всех амбаров затопляются иногда только крайние, построенные при склоне горы. Далее по берегу реки идут крестьянские поля, ежегодно заливаемые весеннею водою. На противоположном берегу три корпуса амбаров Котельнических купцов на крепостной их земле. Здесь Юг имеет ширины до 300 саж. И очень глубок. Отсюда отпускается до 70-ти барок с грузом более 1 миллионов пудов. Нагрузка совершается в двое суток. Расстояние до Устюга рекою считается, как выше сказано, до 76 верст, т.е. на один день благополучного сплава».
________________________________________________________
А.Н.Кирпичников, И.В.Дубов, Г.С.Лебедев. Русь и Варяги (русско-скандинавские отношения до монгольского времени)//Славяне и скандинавы. М.1986.С.205
Мифтахов. Курс лекций по истории татарского народа. Лекция 12.
М.Богословский. Земское самоуправление на русском севере в 17 в.
Ардашев. Летопись семисотлетнего существования города Великого Устюга. Вологодские губернские ведомости, 1857, №13
ПСРЛ. Т.37. Устюжские и Вологодские летописи 16-18 вв. С.97
Комплекс писцовых и переписных книг Поместного приказа начиная с 1626 года. РГАДА. Ф.1209 «Поместный приказ», оп.1, кн.507 , л.
Суворов И. Деятельность народов нынешней Вологодской губернии в смутное время. Вол. губ. вед. 1884. №1, с.5.
Комплекс писцовых и переписных книг Поместного приказа начиная с 1626 года.РГАДА. Ф.1209 «Поместный приказ», оп.1, кн.507 , л.331
Боярские и городовые книги 1639-1642 гг. РГАДА. Ф.137,оп.2, ед.хр.11. Л.25-25 об./
Писцовые книги Устюжского уезда 1676-1683 гг. РГАДА. Ф.1209 «Поместный приказ», оп.1, кн.515 , л.409-410об.
П.Котов. Вол. Губ. Вед. 1852. №30. С.341-343.
В.Е.Михайлов. Вятск. Губ. Вед. 1859 г. №13 О главных торговых путях из Вят. Губ. К Арх-ку и торговых пристанях. Стр.104
Клировая ведомость Подосиновской Б-Рождественской церкви за 1858 год. Великоустюгский центральный архив Ф.146, оп.3, св.35, д.121
В.Е.Михайлов. О главных торговых путях из Вят. Губ.