Как правильно преподносить Россию

Сейчас, когда даже в международных отношениях пиар стал важнее реального положения вещей, приходится признать, что имидж России как государства и россиян как населяющего ее народа никуда не годится. Причем главные создатели вредных стереотипов о России – это сами россияне. И с высоких трибун, и в кухонных беседах слышно о «гигантской стране», «бесконечных ресурсах» и «неохватных просторах», в которых легко поместится десяток Франций.
Поэтому за границей Россия представляется огромной по площади страной с не очень большим населением и поэтому полупустой, но захапавшей несметные сокровища. «Куда им еще?» – вопрошает обыватель и прислушивается к [hide]предложением заставить[/hide] Россию поделиться.
Но, может быть, стоит критически взглянуть на имеющиеся факты и убедиться, что у России нет причин кичиться своими размерами и богатствами?

Начнем с самого очевидного и казалось бы неопровержимого – размеров. Даже сейчас, после распада СССР, российские просторы поражают воображение: 17 млн кв. км. Это примерно равно площади видимого полушария Луны. Масштабы воистину космические. Или вот: суммарная длина российских рек – 574 000 км, а до Луны – всего 380 000 км.
Более 40% территории России занимают леса – это половина всех хвойных лесов мира. Пашни в стране тоже много – около 10% пахотных земель мира. Правда, 65% территории страны – зона вечной мерзлоты. И вот тут начинаются неприятные открытия.

КОВАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Если разделить все население России на всю ее площадь, с арктическими островами, то получится примерно 8 человек на кв. км. Кажется, совсем немного. Но в реальности большинство населения России сосредоточено в сравнительно небольшой зоне: от Санкт-Петербурга на севере и Сочи на юге на восток она тянется сужающейся полосой и упирается в Иркутск. В этом треугольнике живет 9/10 населения страны. А по площади эта благодатная территория составляет менее 1/3 площади страны, то есть около 5 млн кв. км.
Эти цифры очень хорошо соотносятся с данными о площади сельскохозяйственных земель в России – их около 4 млн кв. км. Оставшийся миллион составляют лесополосы и города. Это и есть эффективная территория, то есть место, где человек может жить плодами своей земли. И плотность населения тогда уже получается более 24 человек на 1 кв. км. Это выше, чем в Скандинавии, Прибалтике и некоторых странах Восточной Европы. А вот теперь надо разобраться, где живут россияне и чем владеют.

МАРСИАНЕ СРЕДИ НАС
Мало кто задумывается об этих рекордах: летом 2010 г. в Калмыкии на метеорологической станции Утта была зафиксирована температура воздуха +45,4. А зимой 1924 г. экспедиция академика С. Обручева в Оймяконе констатировала –71,2 . Получается, России принадлежит мировой рекорд в температурном разбросе по стране: 116,6 градусов. Это соответствует температурным разбросам в экваториальной области Марса.
Если вы скажете, что это разные точки одной страны, то в той же Восточной Сибири летом бывает +35, а зимой –65 – вот вам и вилка в 100 градусов. Да и в средней полосе России жизнь не сахар: от –35 зимой до тех же +35 летом, то есть 70 градусов. Примените это к Западной Европе. В Севилье при ее летних +45 зимой должно было бы быть –25, а в Лондоне с его зимними –5 летом воздух должен был бы прогреваться до +65.
Таким образом, российский народ – это народ, живущий на краю Ойкумены, то есть возможного обитаемого мира. В таких условиях, что в течение примерно шести месяцев в году всего пары часов на открытом воздухе без одежды достаточно для смерти, даже при наличии пищи и воды. Это самые суровые условия на Земле: ни в одной пустыне здоровый человек не умрет после двух часов пребывания на открытом воздухе.
Когда я готовил к печати свою книгу «[hide]Пустыня Россия[/hide]», я разговаривал с ленинградскими блокадниками, которые подтвердили своими личными ощущениями мрачную статистику: зимой в наших широтах топливо является предметом первой необходимости в большей степени, чем пища. В условиях блокады Ленинграда смертность росла пропорционально падению температуры воздуха. 150 граммов хлеба в жару – это совсем не одно и то же, что при –30.

НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ ЛЕСА И РЕКИ
Чем же располагают россияне на данный момент? На ум приходят штампы о «бескрайнем море тайги» и «много в ней лесов, полей и рек». С полями разобрались, не так уж их и много. А как с реками? Например, согласно справочникам, годовой сток рек России составляет около 4000 куб. км. Казалось бы, такая огромная цифра. Но это всего 28 000 кубометров на одного россиянина в год, то есть менее 1 литра в секунду. Такая величина даже меньше среднемирового значения.
Теперь о лесах. Более 40% территории России занимают леса – это половина всех хвойных лесов мира. Но и тут не все так просто. Мы судим о лесах России по их южной, наиболее продуктивной части. Севернее начинается зона лиственничного редколесья, где деревья вырастают всего в 5–7 метров, а расстояние между отдельными деревьями достигает десятков метров. В Красноярском крае такие леса составляют 48%, а в Восточной Сибири – вообще до 88%. На [hide]картах видно[/hide], что в Сибири есть лес, который существует только теоретически.

БЕСКОНЕЧНЫЕ НЕДРА

[hide]По данным[/hide] «Новой российской энциклопедии», недра России содержат до 18% мировых запасов нефти, 30% угля и примерно 75% природного газа. Но месторождения углеводородов распределены весьма неоднородно, что объясняет огромную суммарную длину нефте- и газопроводов в России – они длиннее, чем расстояние от Земли до Луны.
Для России имеет огромное значение уголь. Его очень много, страна в тройке лидеров по его запасам. Уголь в российских условиях – уникальное топливо, которое практичнее, чем нефть, газ или дрова. Уголь можно хранить навалом, он не мокнет и не гниет, не портится от мороза и жары, не испаряется и не растекается куда не надо.
Есть еще одно энергетическое полезное ископаемое – урановые руды. Теоретически, Россия располагает 10% мировых запасов урана, но его месторождения опять же не столь богаты, как за рубежом, и расположены в неудобных местах.
В России есть никелевые руды, алмазы, олово, медь. А вот с железом уже стало посложнее. При этом в России существует дефицит или уж точно преддефицитное состояние по золоту, марганцу, алюминию, свинцу, серебру, цинку, вольфраму, цирконию, кобальту и бериллию. Специалисты-геологи, в частности профессор Портнов, буквально [hide]бьют в набат[/hide], обращая внимание общественности на сложившуюся ситуацию в области редких и редкоземельных элементов.
То есть в России есть природные ресурсы, но расположены они в столь суровых природно-климатических условиях, что добыча их чрезвычайно затруднена, а часто – просто нерентабельна.

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

Было бы легкомысленным полагать, что природа не влияет на наше сознание и коллективную психологию. [hide]По мнению [/hide]бывшего президента Финляндии [hide]Мауно Койвисто[/hide], обширное территориальное расселение русского народа связано с тем, что он не мог найти естественных границ, которые бы защищали его от набегов соседей с запада, юга и юго-востока. Русские были обречены расширять свою территорию, чтобы сделать само расстояние между центром своего государства и противниками своей естественной защитой.
География и природные условия диктовали народу свою логику развития. Впитавший в себя кровь самых разных этнических групп, русский народ занял пространство между лежащими к северу непродуктивными, с точки зрения земледелия, северными пространствами и степями, населенными собственными мощными этносами. Так русский народ и расселился на границе обитаемого мира, прижатый к холодным пустыням Арктики.
Климат сформировал общинный стиль жизни, который гарантирует хотя бы элементарное выживание в условиях неурожая. Распределение деревень на обширных пространствах не дало возможности сформировать устойчивые коммуникации, а это, в свою очередь, усиливало местную власть общины и ослабляло власть центральную и, по сути, – власть писаного закона.
Для жителей северной или сибирской деревушки уповать на справедливый суд где-то далеко в губернском городе было немыслимо. Рассчитывать приходилось большей частью на свои силы, мнение общины и местных авторитетов, то есть судили не по закону, а по совести. Для формирования законопослушания и законоуважения просто не было условий.

ИМИДЖ ДЛЯ РОССИИ

Поэтому надо признать, что Россия – это не уютная страна, полная несметных сокровищ. Не стоит провоцировать зависть соседей по планете разговорами о бескрайних просторах и богатствах. Мир должен знать правду, которой нечего стесняться. Россия – это страна, где жизненное пространство [hide]соизмеримо[/hide] с Индией и в два раза меньше Китая. Остальная территория непригодна для жизни. Смерть ждет всякого, кто без поддержки с Большой Земли задумает там поселиться.
Но и на обитаемой территории России шесть месяцев в году человек не может существовать вне обогреваемых помещений. Поэтому газ, уголь, нефть, дрова, уран – все это вещи, имеющие для жизни россиянина то же значение, что кислород и вода для жителей более комфортных частей планеты. Запретить россиянину жечь уголь для обогрева – это все равно что запретить ему дышать. Это смертный приговор. Поэтому Россия должна иметь особые права на квоты выброса углекислого газа в атмосферу.
На таких пространствах и при такой плотности населения перестают работать рыночные законы. Слишком велики транспортные издержки и слишком мала возможная выручка на единицу площади. Поэтому Россия имеет право на особых территориях вводить специальные протекционистские меры, которые бы позволили населению там существовать.
Российское население, живя в постоянной борьбе с природными условиями, испытывает перманентный посттравматический синдром. Россиянин хочет тепла и солнца и готов пойти на все, лишь бы получить эту возможность. В нечеловеческих условиях жизни не работают общечеловеческие законы. Об этом тоже стоит подумать Европе, если она уж так озабочена правами человека в России. Право на солнце и тепло – как его реализовать? Сейчас Западная Европа, отделив Россию визовым режимом, по сути, прижала российский народ к ледяной пустыне. Она ведет себя как зажравшийся старший брат, который выкинул младшего на мороз, да еще укоряет последнего за его неприличное поведение.
России надо перестать лакировать действительность. Потратьте часть денег из бюджета на то, что бы возить иностранных журналистов не на олимпийские объекты, а в Оймякон – зимой, при морозе в минус 60. Покажите, как добывается нефть и газ в Западной Сибири или никель в Норильске, в каких условиях живут люди на таком морозе, как они переживают весеннее половодье и летнюю засуху. Спонсируйте экстремальные туристические туры в зимний период. Помогайте западным документалистам снимать фильмы о природных ужасах России. Это стоит дешевле вооружений, а эффект может дать больший.
Организуйте практические семинары: как сделать города чистыми, если вокруг одни глинистые или лессовые грунты – неиссякаемый источник пыли. Пусть расскажут о своем опыте. И попробуют бороться с грязью там, где она – основа всего. Не стоит стесняться. Это естественно.
Если останутся деньги – наймите хороших голливудских специалистов. Снимите боевики, где мороз, грязь, бюрократия, ночная темень и полчища гнуса будут фоновой атрибутикой. И даже смерть главного героя станет если не счастливым избавлением от всего этого кошмара, то приемлемым выходом из положения. Выживает только тот, кто поймет, как жить в этой стране. Пусть этот боевик увидят и в США, и в Китае и в Европе. И пусть героями как отрицательными, так и положительными будут и русские, и американцы, и китайцы, и датчане – ведь Россию создавали и осваивали люди самых разных национальностей. А русский – это просто человек, способный жить в России.
Слово «русский» для мира должно стать символом вечной борьбы с суровой средой, а Россия – местом, где не выдерживает слабый. Не физически – духовно. Какой бы национальности и вероисповедания ни был русский человек, он всегда будет бороться и искать лучшие варианты, не оглядываясь на обстоятельства и принятые правила. В этом его национальная идея. Он – разведка землян на пути, у которого нет конца, и пока человечество живо, будет жив и русский национальный характер.
[hide]источник[/hide]